Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края

ГБУСО “Буденновский комплексный центр социального обслуживания населения”





Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам


Пункты проката средств реабилитации для детей и взрослых с ОВЗ
работают в БКЦСОН



«Горячая линия» по коронавирусу открылась для пожилых людей





Как общаться с людьми с когнитивными нарушениями

18.09.2024

Как общаться с людьми с когнитивными нарушениями.

Советы родственникам

 

Не всегда, но случается так, что на склоне лет у пожилого человека меняется восприятие, ухудшается память, рассеивается внимание и, как следствие,  возникают проблемы с общением. Такие нарушения в медицине принято называть когнитивными нарушениями.

Для людей с когнитивными нарушениями речь другого человека не всегда понятна. Им бывает тяжело поддерживать разговор, быстро формулировать ответы и выражать свои мысли. В зависимости от вида и степени развития когнитивного и ментального расстройства, проблемы могут различаться. Лечением, медикаментозным поддержанием речевой функции занимаются врачи, но общение с помощниками по уходу, медсестрами, близкими родственниками для таких людей очень важно.

Любому ухаживающему полезно научиться понимать невербальные сигналы при помощи  жестов, взглядов, поз; развивать в себе эмпатию, чтобы реагировать на тон, интонацию, предугадывать, что хотел сказать его собеседник, чтобы вести плодотворный диалог.

С людьми с когнитивными нарушениями стоит разговаривать мягким спокойным голосом, тона, но избегать общения как с ребенком и не давать ему поводов догадываться, что вы знаете о его проблемах. Не стоит проверять его память фразами «Вы знаете/помните, кто это стоит перед тобой». Нежелательно также постоянно его поправлять, даже из благих побуждений, это неприятно любому, тем более у человека с когнитивным нарушением  это может вызвать неконтролируемое раздражение, и даже гнев. Напротив, повторение даже слегка искаженных слов или неестественных конструкций позволяет ему понять, что его слышат, его понимают и уважают.

Торопить человека с ответом не стоит, даже если это очень простой выбор. Но если вы говорите человеку, что он должен сделать, то информация должна быть максимально четкой и недвусмысленной, прямо как армейский приказ.

Памятка для родственников

Соблюдение простых правил помогут больному чувствовать себя комфортно при коммуникации:

  • выслушивайте собеседника и не пытайтесь закончить за него предложение;
  • не торопите больного человека завершить свою мысль;
  • давайте время на ответную реакцию;
  • если в беседе упоминается событие, которое пациент не помнит, дайте ему подсказку;
  • если подсказка не помогает, то не нужно добиваться, чтобы пожилой человек вспомнил событие – вероятно, оно утратилось из памяти навсегда;
  • не приводите к бабушкам и дедушкам для общения сразу несколько внуков, старики быстро устают, им трудно сосредоточиться на лицах и теме беседы.

Иногда просто быть рядом – уже достаточно для человека, страдающего деменцией. А если подойти к сопровождению больного творчески и с любовью, то можно получить не только трудный, но и полезный опыт.

Пресс-центр

ГБУСО « Буденновский КЦСОН»